Грустное это дело комментировать работу родного министерства образования и науки. Вот министр подписал 30 августа 2010 г. Приказ № 889 о внесении изменений в Федеральный базисный план. Правда, ни в приказе, ни в приложении к нему не написано, с какого учебного года надо вносить изменения. Видимо со следующего, так как на текущий учебный год нагрузка распределена. Ниже приведена ссылка на приказ с приложением и ссылка на реакцию учителей в одном из регионов России. Там забавен стиль письма местного руководителя, который просит учителей: "Наметьте программу как выйти из создавшего положения". Реакция на приказ спокойная: где-то уже ввели 3 часа в неделю на физкультуру, не дожидаясь приказа, где-то введут со следующего года.
Нас не сильно беспокоит оперативность доведения приказа до школы: 1,5 месяца с помощью новейших технологий (с помощью пешего гонца было бы быстрее!).
Беспокоит количество часов, отводимых в приказе на математику.
В 1-4 классах дается 4 часа в неделю (1 класс 33 недели, 2-4 классы 34 недели).
В 5-9 классах дается 5 часов в неделю (35 недель).
В 10-11 классах дается 4 часа в неделю в обычном классе и 6 часов в профильном (35 недель).
Я насчитал 1695 часов на всю математику в обычном классе за 11 лет, или 1541 час в расчете на 10 лет обучения (как было до начала благотворных реформ, ещё до введения 11-летки). При этом в обычных 10-11 классах (не профильных) не предусмотрено часов на изучение информатики. Вряд ли изучение этого предмета заканчивается в 9 классе. Пока нет стандарта для старших классов можно говорить о двух вариантах развития событий (оба плохие):
1) часы на информатику будут урывать от математики сами учителя математики, если соответствующее содержание войдет в обязательную программу по математике 10-11 класса. То есть на математику останется меньше 4 часов в неделю;
2) информатика станет предметом по выбору с оплатой обучения теми, кто выбирает (о предпосылках введения частично платного обучения мы уже писали, обсуждая стандарт для 5-9 классов).
Как говорил незабвенный В.С.Черномырдин, какую бы общественную организацию мы ни создавали — получается КПСС. В нашем случае это означает: какое бы хорошее дело не вводило министерство (а больше уроков физкультуры — это хорошо), математике станет хуже.
Давайте сравним с тем, что было d 1985 году, до введения 11-летки.
В 1-3 классах было 6 часов в неделю (35 недель).
В 4-8 классах было 6 часов в неделю (35 недель).
В 9-10 классах было 5,5 часа в неделю в обычном классе (35 недель, в одном году 6 часов, во втором 5).
Я насчитал 2065 часов за 10 лет обучения. Это приблизительно, так как могли быть отличия в продолжительности учебного года.
Тем не менее, разница в 524 часа за 10 лет обучения впечатляет! Это 3,8 учебного года при сегодняшней интенсивности обучения математике в начальной школе и в 10-11 классах. Или 2,5 учебного года при той интенсивности обучения математике, которая позволяла давать признанное во всем мире качество математического образования в российской (тогда советской) школе.
Это мало похоже на подготовку к "экономике знаний", о которой говорил кто-то из руководителей страны, кажется, Президент России Д.А.Медведев. Это, скорее, самая настоящая система колониального обучения: минимальные практические умения и язык колонизаторов с начальной школы. Результаты этой колониальной политики известны: за 11 лет не удается научить 6,2 % выпускников решать три простейшие задачи из варианта ЕГЭ-2010, которые относятся к программе 5-6 класса и за решение которых ставят "3", считая, что выпускник освоил программу 11-летней школы по математике. Не последнюю роль в этих "достижениях" сыграли менее интенсивные занятия математикой!
Интересно, что по этому поводу думает Д.А.Медведев, зовущий Россию вперед? При такой заботе "партии и правительства" об образовании, в том числе математическом, мы рискуем так и остаться на задворках прогресса во всех областях. И никакие Нью-Васюки, простите, никакое Сколково не вытянет Россию из той ямы, в которую её загнали успешные менеджеры в экономике, в образовании, в здравоохранении ... далее везде!
А.В. Шевкин.
Ссылки:
1) Приказ № 889
http://schools.marsu.ru/mouo-yu....-%D1%80 %D1%8B.pdf
2) Отклик в одной из территорий:
http://www.proshkolu.ru/user/kulema69/blog/49478/